Skype,WhatsApp, Viber, ICQ, Telegram могут стать причиной глубокого кризиса мирового рынка телекоммуникационных услуг. Популярные мессенджеры успешно заменяют SMS, голосовую и видео связь. Однако в будущем небольшие программы готовятся сделать большой шаг вперед и отобрать у операторов связи миллиарды долларов.

Эксперты уже сегодня бьют тревогу называя Skype,WhatsApp, Viber, ICQ, Telegram «убийцами телекома». Действительно, функционал мессенджеров стремительно растет, а операторы точно так же стремительно теряют ежедневно выручку от непроданных SMS, видео-сообщений, минут голосовой связи. Для телекоммуникационной индустрии месенджеры стали настоящим проклятием, а потери на рынке СНГ уже исчисляются десятками миллионов долларов. В финансовом накладе оказались даже провайдеры, которые вынуждены обеспечивать передачу голосового и видео трафика популярных программ за счет собственных инвестиций.

Цена вопроса

Например, в Беларуси только одному коммерческому провайдеру придется вложить миллион долларов, чтобы обеспечить растущее потребление трафика. Суммарные инвестиции по стране в расширение каналов связи в 2015 году достигнут 15-18 миллионов долларов. Аналогичные расходы несут и мобильные операторы, ведь мессенджеры распространены больше на мобильных телефонах. При этом, операторам приходится не только своими руками «кормить» мессенджеры дешевым трафиком, но и мириться с недополученной прибылью. По статистике, за последних два года в России, Беларуси и Казахстане количество отправленных SMS упало в десятки раз по сравнению с 2009-2010 годами. К концу текущего года пользователи во всем мире вряд ли отправят больше 20 миллиардов SMS, при том, что в 2010 году только в Украине абоненты сети МТС отправляли около 2 миллиардов сообщений в год. Короткие текстовые сообщения сейчас отправляют, как раз бедные абоненты, у которых нет смартфона или они не знают, как пользоваться бесплатными мессенджерами и беспроводным доступом в интернет.

Операторы и провайдеры опасаются, что вслед на SMS в Лету канут и другие телекоммуникационные услуги. Например, голосовая и видео связь. Мессенджеры успешно «покушаются» на самые лакомые куски телекоммуникационного бизнеса. Белорусский Viber и вовсе сумел выбиться в лидеры по качеству передачи голосовых данных. Разработчикам программы не понадобились сотни миллионов долларов на создание инфраструктуры. Чтобы лишить операторов связи ожидаемой прибыли, оказалось достаточно разработать простую программу.

Первая ласточка: ICQ

Можно сказать, что крах современной телекоммуникационной индустрии начался с выхода ICQ, самого популярного мессенджера в СНГ.

Рассказывать, что такое ICQ, бессмысленно — зеленое окошко программы и характерное «ку-ку» звукового уведомления помнит любой совершеннолетний в Интернете. Сейчас «аську» вытеснили из сферы интернет-коммуникаций социальные сети, Skype и мессенджеры вроде WhatsApp, но надо отдать ей должное: она была первым в своем роде средством мгновенных сообщений и до сих пор находится в пике популярности. Правда, в Бразилии.

Напомним, что ICQ («I seek you») появилась в Израиле в 1996 году. Четверо студентов из Тель-Авива написали программу просто для того, чтобы удобно перебрасываться сообщениями в Сети, потом предложили знакомым — и распространение «аськи» стало одним из первых примеров вирусного маркетинга в интернете. Аналогичные приемы распространения применяют и авторы современных мессенджеров. В первую неделю «аську» из свободного доступа скачали 30 тысяч человек, а за следующие полгода пользователей набрался миллион — и это в 1997 году.

Через год ICQ прибавляла по миллиону пользователей в месяц. При этом владельцы «аськи» не использовали никаких методов продвижения, популярность программа заработала исключительно благодаря сарафанному радио. Благодаря собственному протоколу OSCAR «аська» стала первой в мире системой мгновенного обмена сообщениями. Термин «Instant Messenger», или IM, впервые был применен именно для ICQ.

Такая популярность вынудила крупные компании выпускать аналоги: у Yahoo! появился Yahoo Pager, у Microsoft — MSN Messenger, у AOL — AIM, но все они не отняли и четверти аудитории у «аськи». В 1998 AOL выкупила программу у создателей за баснословные деньги — $407 млн.  Вместе с переходом в коммерческую компанию «аська» наконец начала зарабатывать деньги размещаю рекламу. Недовольные клиенты программы начали «переезжать» на другие клиенты — QIP, Miranda и т. д., но на популярность оригинальной «аськи» это не особенно повлияло.

В 2010 году компанию ICQ Ltd. перекупила Mail.Ru Group.

Первоначально в «аське» можно было только переписываться в реальном времени. В новых версиях клиент стал поддерживать смайлы, статусы, обмен файлами, аудио- и видеосвязь, SMS, стикеры и все остальное, что стало стало привычным для мессенджеров.  Последняя версия ICQ для iOS уже мало напоминает старую-добрую «аську» и походит скорей на myChat или Viber.

Конфиденциальность: Telegram

Вряд ли обычные мессенджеры смогли добиться значительного коммерческого успеха, если бы они не апеллировали к конфиденциальности. Например, ICQ какое-то время считался надежным инструментом для ведения бизнес-переговоров. Говорить по телефону считалось «не безопасно», а в ICQ разговор считался конфиденциальным.

Использование ICQ для конфиденциальных разговоров казалось действительно хорошей идеей: история переписки сохранялась на компьютере, а не на сервере, в отличие от e-mail (и можно было вообще отключить сохранение истории), а взломать аккаунт, не имея сложного пароля, без использования сторонних программ или сетевого доступа было практически невозможно. Тем более бессмысленными казались опасения относительно спецслужб, так как ICQ мало кто воспринимал всерьез.

Сегодня ситуация полностью изменилась.

Профессор Института проблем информационной безопасности МГУ Анатолий Стрельцов считает, что ни одному существующему мессенджеру нельзя доверять конфиденциальную информацию.

«Если не хотите, чтобы информация стала известна третьим лицам, пользуйтесь средствами криптографии или иными средствами обеспечения безопасности», – подчеркнул он.

В свою очередь директор по маркетингу украинской компании Star de Lux Руслан Леоненко считает, что угроза существует только для крупных компаний.

«Как бизнесмен я не ощущаю никакого дискомфорта относительно конфиденциальности. По очевидной причине: стоимость анализа всего информационного потока, который проходит через мессенджеры, для вычленения ценной и конфиденциальной финансовой информации обойдется в значительно большую сумму, чем предполагаемая коммерческая выгода от владения такой информацией. А вот крупные компании – да, там вопрос такой может стоять остро. но для них этот вопрос давно решен – корпоративные мессенджеры, доступные, когда ты логинишься в интрасеть. и они есть у каждой большой компании».

Юрий Гурский, бизнесмен и руководитель проекта Maps.me, который недавно был продан Алишеру Усманову советует не использовать популярные мессенджеры.

«Только Телеграмм в режиме тайного чата», – отвечает он на вопрос, можно ли доверить тайну публичному мессенджеру.

Руководитель белорусского проекта «ИнфоМедиаСервис», экс-директор интернет-оператора “Айчына” Роман Блищов сказал в интервью Digital Report:

«Сейчас уже можно перехватывать сообщения в Skype, хотя разговор вроде как пока нельзя. По Viber пока нет однозначной информации. Но многие знакомые уже стараются конфиденциальные разговоры и переписки в нем не вести. С технической точки зрения все мессенджеры уязвимы – при желании и необходимости доступ к переписке можно получить. Так что самым безопасным походу остаётся личная встреча, причём даже телефоны лучше оставлять в зоне недосягаемости. Для соблюдения конфиденциальности переписки и разговоров нужно пользоваться техническими средствами и непопулярными способами, которые шифруют данные».

Аналогичного мнения придерживается председатель оргкомитета конкурса SocialWeekend Александр Скрабовский.

«Я почти не использую Skype после покупки его Microsoft и сбоями. Но о Viber не парюсь, там уровень не хуже Telegram. Прекрасно понимая, что достаточно отобрать у меня комп, планшет, смартфон или правую руку – и все станет достоянием управления К МВД Беларуси», – говорит он.

Telegram доверяет и московский разработчик Николай Воронкович:

«Skype совершенно точно предоставляет данные по запросу FBI, так как это прописано в положении о конфиденциальности Microsoft. По поводу Viber – доверия больше, но тоже очевидно, что они могут слить информацию и с точки зрения передачи сообщений их проще перехватить. Я доверяю Telegram».

Эксперты полагают, что конфиденциальность – это как раз тот конек, который вывезет мессенджеры на пик успеха и похоронит традиционные телекоммуникационные услуги. Телефонная связь себя скомпрометировала еще во время появления фразы «Не телефонный разговор». Интернет долгое время был глотком свежего воздуха для всех любителей личных секретов. Но сегодня интернет находится в поле пристального внимания законодателей и правоохранительных структур. Но контролировать отдельные приложения и мессенджеры пока очень сложно, чем разработчики и пользуются. Люди стремятся сохранить приватность своей переписки или действий в сети. А значит, уверены эксперты, им можно сегодня продать любую программу, которая это будет гарантировать.

Бизнес которого уже нет

Мобильные операторы и интернет провайдеры несомненно потеряют свой бизнес в части передачи текстовых, голосовых и видео сообщений. Все это – функционал современных мессенджеров с акцентом на безопасность. Для небольших операторов – это может грозить банкротством, ведь альтернативных услуг, способных сгенерировать аналогичный денежный поток – нет.

Единственная возможность сохранить баланс – предоставить клиентам собственный мессенджер. Например, МТС и другие компании еще месяц назад заявляли о готовности выпустить фирменную программу для передачи сообщений. Она должна выйти до конца июня 2015 года и обойдется МТС в 100 миллионов российских рублей. Примечательно, что представляя свою разработку МТС сотрудники МТС немного лукавили:

«Сейчас количество пользователей WhatsApp, Viber и им подобных мессенджеров среди абонентов МТС невелико. Мы планируем, что мессенджер на базе стандарта RCS (Revision Control System) привлечет тех, кто еще не использует данный вид программного обеспечения», – говорилось в официальном заявлении компании.

Однако, по сведениям Digital Report, число пользователей мессенджеров достигло в сетях операторов критической отметки. Благодаря высоким продажам смартфонов и «сарафанному радио» умноженному на стремление к конфиденциальности, значительная часть абонентов активно пользуется 2-3 мессенджерами. Если учесть, что Facebook установлен на новых смартфона по-умолчанию, мы получаем высокий процент охвата клиентов коммуникационными приложениями.

Попытку запрыгнуть в отходящий поезд предпримут и провайдеры. У них тоже есть план по внедрению собственных мессенджеров. Однако, в отличии от разработчиков Telegram все операторы находятся в заведомо проигрышной ситуации. Они не могут пообещать пользователям конфиденциальность данных. Просто потому, что операторы очень тщательно контролируются государством и не могут иметь «открытую» и «закрытую» часть бизнеса. Так что, мессенджеры гарантированно станут убийцами телекома. И очень скоро.