Максим Буртиков, RIPE NCC: «Умные дома/города невозможно развивать на IPv4»

0

Еще несколько лет назад провайдеры активно обсуждали проблемы связанные с развитием доступа в интернет. Среди самых сложных был переход на новый протокол IPv6, который стал необходимым из-за проблем роста сети. С появлением многочисленных смартфонов и умных устройств, адресов в протоколе IPv4 стало катастрофически не хватать. Однако сами операторы тормозили процесс перехода на шестую версию интернета. О том, удалось ли решить проблему развития глобальной сети и что сегодня сдерживает ее развитие Digital Report рассказал директор по внешним связям в Восточной Европе и Средней Азии координационного центра RIPE NCC Максим Буртиков.

Какая сейчас ситуация с нехваткой IP адресов в IPv4, как идет переход на новый протокол IPv6?

Максим Буртиков, фото представлено пресс-службой RIPE NCC

Фактически свободные IPv4 адреса условно крупных блоков /22 (1024 адреса) закончились в конце прошлого года, о чем все знали сильно заранее. RIPE NCC давно публикует график исчерпания IPv4 адресов. Сейчас запросить можно только блоки /24 (256 адресов IPv4), такие запросы обрабатываются в порядке листа ожидания, т.к. адреса закончились и выдаются они только если адреса возвратились в RIPE NCC и потом мы их вновь выдаем по этому правилу. Стоит сказать, что возврат адресов идет не крупными объемами, так что сильно рассчитывать на это как на источник не нужно. Таким образом мы можем говорить, что на первичном рынке IPv4 адреса закончились, хоть и есть эти случаи возврата и последующего перераспределения. Вторичный рынок адресов достаточно активен, RIPE NCC в нем никак не участвует, но любой держатель блока IPv4 может передать право на его использование любому другому члену RIPE NCC. Условия определяют сами участники такого договора.

«Внедрение» — это более верный термин, когда речь идет об IPv6, чем «переход». Т.к. речь не идет о том, чтобы перестать использовать IPv4 и прийти к 100% использованию IPv6. Скорее оба протокола будут еще достаточно продолжительное время сосуществовать, однако мы надеемся, что пропорция будет меняться в пользу IPv6. По данным Google (одного из давних сторонников IPv6) на сегодня глобальный трафик IPv6 составляет около 30%

Что тормозит процесс перехода на IPv6, насколько производители сетевого оборудования и провайдеры готовы к этому переходу?

Если уж что и тормозит, то это не производители оборудования. На самом деле сейчас уже нужно постараться, чтобы закупить новое оборудование без поддержки IPv6. Вендоры очень давно в свои продукты внедрили поддержку IPv6, для них это задача не слишком ресурсоемкая и им выгодно, чтобы их оборудование было более универсально, а значит поддерживало оба протокола. Провайдеры теоретически должны быть готовы к IPv6, именно по той же причине – если они просто планово обновляли оборудование, то оно с большой вероятностью поддерживает IPv6. Кадры тоже должны обладать необходимыми знаниями, RIPE NCC регулярно проводит бесплатные тренинги по практическому внедрению IPv6, на которых были все крупнейшие операторы страны. МТС первым из крупнейших операторов внедрил IPv6 на своей мобильной сети в 2018 году. Мы общались с их командой на этой неделе на организованной RIPE NCC виртуальной конференции и в очередной раз услышали, что все работает без проблем. Другие крупные операторы пока не последовали в полном объеме за МТС, хотя в каждом есть команда, занимающаяся тестированием внедрения IPv6. На текущий момент IPv6 в России стагнирует, доля IPv6 трафика по данным Google, остановилась на уровне 5%.

Часто торможение внедрения IPv6 списывали на то, что оборудование СОРМ не поддерживало работу с IPv6, однако это уже давно не так. Другим фактором является то, что пользовательское оборудование (модемы) зачастую устаревшее и умеет работать с IPv6. Это в меньшей степени проблема для мобильных операторов, а вот для landline провайдеров это действительно нюанс – в России, в отличие от Европы и США, исторически так сложилось, что когда пользователя (квартиру, например) подключают к интернету, то модем не предоставляется и таким образом, особенно в регионах, эти модемы стоят долгие годы без апгрейда или покупаются самые дешевые, без поддержки IPv6. Однако и это тоже не такая уж значимая причина, т.к. как уже было сказано это не «переход» на IPv6, а параллельное внедрение – те, абоненты, которые готовы к IPv6, уже используют его, остальные получат доступ по IPv4, и все для всех работает. Основной причиной скорее всего является просто отсутствие понимания того, что внедрение IPv6 это бизнес решение, а не просто технологическое решение. IPv6 не быстрее, не мощнее, но в условиях когда IPv4 адресов больше нет и их приходится искать на вторичном рынке, чтобы продолжать обеспечивать свой рост, или же закупать дорогостоящее оборудование для разделения одного IPv4 адреса на множество абонентов (что тоже иногда влечет за собой проблемы), то выходит, что внедрение IPv6 это выгодно в среднесрочной перспективе. Именно этим объясняется тот факт, что в США операторы внедрили IPv6 относительно задолго до исчерпания IPv4 — это бизнес решение – оператор оценивает свой прогнозируемый рост, видит свой расход на IPv4, которые они будут вынуждены доставать на вторичном рынке и тогда это уравнение легко складывается – лучше сразу снижать свою зависимость от исчерпаемого ресурса.

Как вы оцениваете динамику развития интернета с точки зрения востребованности IP адресов?

Всему в интернете требуется IP адрес (IP – Internet Protocol, говорящее название). Рост числа устройств на человека, рост числа абонентов (не подключена еще почти половина населения планеты) продолжается.

Вы ощущаете изменение масштаба использования устройств умного дома (города) и смартфонов? Растет ли этот сектор и как он влияет на интернет?

Конечно, смартфоны изменили сеть. Теперь люди хотят быть на связи всегда и везде, на множестве девайсов. Это в свою очередь способствовало и росту числа контент-провайдров – сайты, приложения, им всем в том числе нужны IP адреса. Умные дома/города в принципе невозможно развивать на IPv4, более того одним из важных кейсов для IPv6 как раз и является его применимость для подобных проектов. Одна из крупнейших IPv6 сетей мира это немецкая сеть датчиков радиации, которых в стране установлены тысячи.

Производился ли в последнее время отзыв IP адресов, у кого они отзывались?

Нет такого понятия «отзыв адресов». Адреса невозможно забрать, если организация получила право на использование блока адресов (это очень просто – надо быть членом RIPE NCC и запросить блок. IPv4, как уже говорилось исчерпаны и выдаются по остаточному принципу, описанному выше, IPv6 выделяются без особых ограничений), то забрать у нее адреса нельзя. Адреса будут возвращены в общий пул для перераспределения только если организация перестанет быть членом RIPE NCC – например, если закроется. В исключительных случаях, при грубых нарушениях членского договора со стороны организации, членство может быть прекращено. Это крайне редкие, исключительные случаи.

Как вы оцениваете инициативы государств по переходу на локальный интернет? Насколько такие инициативы жизнеспособны в долгосрочной перспективе?

Не знаком с инициативами, ставящими так вопрос. Интернет не может быть локальным, он по определению глобален. Если сеть локальна, то это интранет – внутренняя сеть. Технически это означает, что все ноды такой сети связаны только друг с другом, внутри, без связи с внешними нодами. В этом случае нивелируются экономические эффекты Интернета как глобальной сети, социальные, культурные, научные… пропадает тот самый пресловутый «сетевой эффект», при котором идет прогрессивный рост ценности сети для всех ее участников при росте количества участников, т.е. тот эффект когда итоговая сумма больше суммы всех слагаемых. Россия, несомненно, является значимой частью глобального мира и процессов и это всем выгодно.

Насколько эффективно у вас получается развивать отношения с провайдерами и регистратурами в России и Беларуси? Вы планируете какие-то совместные активности?

С операторами у нас хорошие рабочие отношения, практически все являются членами RIPE NCC, крупные точно все. Мы часто проводим мероприятия для операторского сообщества, крупнейшим является ENOG, который в этом году в июне должен был пройти в Москве, но был перенесен на июнь 2021 из-за ситуации с COVID-19. Также мы сейчас активно развиваем удаленные форматы – за последние месяцы мы провели около 10 виртуальных встреч/мини-конференций, в том числе в Беларусии, а также в России буквально на этой неделе.

Почему провайдеры до сих пор массово используют схему выделения под абонентов только одного IP? Сколько времени это может продолжаться?

Это огромная редкость, если оператор выделяет одному абоненту один адрес. В условиях нехватки IPv4 это роскошь. Так что «только» тут не применимо. Любому устройству в момент вы хода в сеть нужен IP адрес (т.е. пока абонент не в сети или не активен, IP адрес ему не нужен), оператор динамически его перераспределяет между абонентами, используя технические средства разделения одного публичного адреса на множество абонентов. Возможно и есть операторы, у которых абонентов меньше, чем IPv4 адресов, но это редкость.

Есть ли в мире самый крупный потребитель IPv4 и IPv6? У каких стран больше всего IP по одному и другому протоколу?

Адреса не выделяются странам, а выделяются организациям. В абсолютных цифрах у организаций из Великобритании и Германии самое большие блоки, но связано это только с тем, что там развитие интернета началось существенно раньше, чем в других регионах и странах, а первые выделяемые блоки, в основном в адрес университетов, были очень крупными, т.к. на тот момент, еще в 80-х, никто не представлял себе чем станет Интернет и конечно же не думал, что 4,3 млрд. адресов могут закончиться.

 

Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.

Exit mobile version
Перейти к верхней панели