Процесс перехода на новую версию интернет протокола IPv6 нельзя назвать очень успешным. Вот уже несколько лет провайдеры страдают от нехватки классических IPv4-адресов, но инвестировать в новый протокол не спешат. Дело в том, что рядовым пользователям, по сути, все равно какой протокол используется. Провайдеры умело делят один адрес между сотнями абонентов, а поисковики и интернет-сервисы уже привыкли вяло реагировать на это «капчей». В итоге чуть менее 10% всего интернет-трафика идет по новому протоколу , что можно расценивать как поражение. О том, почему IPv6 не может «взлететь» мы поговорили с директором по внешним связям в Восточной Европе и Средней Азии координационного центра RIPE NCC Максимом Буртиковым.

Чуть менее 10% всего интернет-трафика идет по протоколу IPv6

Какая ситуация сейчас с распространением нового протокола в России? Не так давно операторы ожидали получения большого количества адресов для России в IPv6?

По данным Google и Akamai чуть менее 10% всего интернет-трафика идет по протоколу IPv6. Результат, пока не поражающий воображение и отстающий от ведущих ИТ-стран мира, однако это уже лучше, чем 1% пять лет назад. Одними из первых и первыми из крупнейших IPv6 на своей сети внедрил МТС еще в 2018 году, и тогда доля IPv6-трафика резко выросла до 5%.

Операторы не могут «ожидать» выделения IPv6-адресов, т.к. они выдаются по запросу со стороны операторов и никакой очереди или ожидания нет. Так что тут все зависит исключительно от запроса со стороны самих операторов, к тому же для любого члена RIPE NCC такое выделение блока адресов по новому протоколу будет бесплатно. И блоки выдаются именно членам RIPE NCC, а не государствам, хотя и государственные органы и организации могут и иногда являются членами RIPE NCC.

Не стоит ждать 100% внедрения IPv6, такой задачи нет

В чем причина того, что рейтинг по новому протоколу, как и год назад, возглавляют Бразилия, Германия и Швейцария, США перешли с 8-го на 17-е место? Почему нет устойчивого роста по всем странам?

О каком именно рейтинге идет речь? Есть несколько организаций, собирающих данные по проникновению IPv6, среди которых Google и Akamai, пожалуй, наиболее часто цитируемые. По их данным, иногда разнящимся в отношении некоторых стран, лидером является Индия и во многом это благодаря запуску в Индии greenfield оператора (т.е. запуск с ноля), который изначально стал использовать IPv6 в качестве основного протокола, ведь запустить новый масштабный бизнес на IPv4 уже невозможно в любом случае. Также лидерами по миру являются Малайзия, Германия, Франция, Греция, Бельгия, Саудовская Аравия, ОАЭ, США, Таиланд, Тайвань, Вьетнам, Япония и так далее. Уже довольно много стран, где доля IPv6-трафика превышает 40–50%, а если оценивать только мобильные сети, то уже можно видеть и цифры в 60-80%.

Рост и не может быть очень плавным, потому что в большинстве стран есть небольшое число крупных операторов, чья совокупная доля рынка составляет 90% и более, и если даже один массово внедряет IPv6, то вполне можно увидеть резкий скачок IPv6-доли. И еще важный момент — не стоит ждать 100% внедрения IPv6, такой задачи нет, часть не особо посещаемых сайтов и часть небольших локальных операторов может еще долго не видеть для себя бизнес-необходимости во внедрении IPv6. А вот для растущего бизнеса это коммерческая необходимость — перестать тратить деньги на поддержание устаревшего протокола и покупку адресов на вторичном рынке — у RIPE NCC адреса давно закончились и иногда еще бывает возможность получить небольшой блок, если какой-то из членов RIPE NCC вернул его, например, прекратив свою деятельность.

Бюджетные организации должны быть IPv6 ready

Как стимулировать переход на новый протокол, можно ли это сделать принудительно?

Есть разные подходы. В США, например, есть регулирование, что государственные и бюджетные организации должны быть IPv6 ready и весь контент должен быть доступен по IPv6, также и поставщики товаров и услуг для государственного сектора. С другой стороны, есть опыт Беларуси, где все операторы вот уже почти два года как обязаны предоставить услугу доступа в сеть для своих абонентов по IPv6 … если абонент делает такой запрос.

Однако абонент не должен в целом задумываться, по какому протоколу работает его связность, это для него не важно и не делает услугу быстрее или дешевле. Это нужно в первую очередь для оператора и бизнеса, а не конечного пользователя. Таким образом, данная императивная норма никак серьезно не повлияла на IPv6-трафик в стране. Китай недавно принял госпрограмму по стимулированию IPv6, согласно которой к 2023 году должно быть 700 миллионов пользователей, получающих доступ в сеть по IPv6, и 200 миллионов IoT-устройств, работающих по этому протоколу. Также все роутеры к 2023 году должны по умолчанию работать по IPv6.

К 2025 году Китай хочет, чтобы доля IPv6-трафика достигла 70% (на сегодня у Китая 21%, а у Индии 60%, к примеру). Эта программа затрагивает, по сути, все институты государства, производителей оборудования, контент-провайдеров и операторов. Не думаю, что просто копировать опыт Китая было бы правильно, т.к. контекст довольно отличается и история показывает, что копирование чужого опыта нередко приводит к проблемам. Однако этот опыт нужно оценивать и искать свои возможности стимулирования, потому что совершенно очевидно, что устойчивое цифровое развитие и такие технологии, как IoT и 5G, не могут работать на legacy-протоколах и требуют IPv6.

В случае с новым протоколом бюджет вообще не нужен

Почему RIPE не пресекает черный рынок IPv4-адресов, операторы торгуют блоками между собой?

Это вторичный рынок, а не черный. Операции по передаче прав на использование блоков адресов регистрируются в базе данных RIPE и на этом вовлеченность RIPE NCC в данном вопросе исчерпывается, а стороны уже сами договариваются об условиях передачи прав.

Вторичный рынок, в том числе, позволяет тем, у кого есть излишки, закрыть запрос со стороны тех, у кого есть острая необходимость быстро получить блок IPv4-адресов, чтобы не тормозить свое развитие. Однако мудрые операторы относятся к этому именно так — как к временному решению, которое они вынуждены принять, пока не успели внедрить IPv6, и которое они могли бы не делать, если бы они изначально вовремя приняли решение о внедрении нового протокола.

Хочется верить, что в среде российского бизнеса преобладает именно такое мышление, т.к. в противном случае это ведет к неминуемому раздуванию бюджета на то, при том, что в случае с новым протоколом бюджет вообще не нужен.

Есть ли прогресс по переходу на IPv6 через крупных производителей железа, чтобы они стали драйверами этого перехода? Почему на рынке до сих пор существует аппаратная поддержка IPv4?

Производители железа вообще давно и самые первые внедрили на своих продуктах поддержку IPv6. Отключать при этом поддержку IPv4 крайне нецелесообразно и, помимо здравого смысла, противоречит еще и их бизнес-интересам. Как я уже говорил, никто не ожидает, что IPv6-трафик достигнет 100% в каком-то понятном будущем. Да и вообще инновационный процесс не любит запретов, надо перестать мыслить через «шлагбаумы», а наоборот, создавать стимулирующие рыночные условия и бизнес-предпосылки.