Цифровизация и автоматизация бизнеса уже давно не тренд, а насущная потребность. Все больше IT-инструментов помогает предпринимателям и сотрудникам госкорпораций оптимизировать рутинную работу, сократить издержки и повысить эффективность команды. Уход иностранных вендоров с российского рынка привел к освобождению от трудовых обязанностей более 200 000 россиян, поэтому при переходе на новую работу им нужна адаптация. И даже в этом процессе могут помочь цифровые технологии. О том, как одно из таких решений – Robotic process automation (или RPA) – оптимизирует процесс управления персоналом обсудили с Антоном Сергеевым, руководителем направления RPA iiii Tech.

Антон Сергеев

У сотрудников HR-отдела и отдела кадров очень много рутинных задач. Это человеко-часы (иногда и человеко-дни), уходящие на обработку документов, заведение данных, сверку и поиск информации и т.д. У HR и кадровиков – одна из важнейших функций в компании: они обеспечивают главный ресурс любого бизнеса – человеческий. И успешность бизнеса во многом зависит от скорости и качества найма, от длительности периода адаптации команды, от уровня мотивации сотрудников. Технологии RPA дают возможность автоматизировать до 80% рутинных задач, что позволит эффективнее работать с наймом и больше времени отводить на стратегические задачи.

RPA и традиционная автоматизация используют программную интеграцию для автоматизации бизнес-процессов. Я бы выделил три ключевых различий между ними, которые дают RPA преимущество перед традиционной автоматизацией:

  1. Технологии

RPA работает с front-end частью задействованных в процессе систем, с пользовательским интерфейсом. В данном случае достаточно понимания работы системы на уровне пользователя.  Традиционная автоматизация использует API и другие способы интеграции различных систем. И тут возникают технологические ограничения – устаревшее или усеченное API, ограничение в настройке из-за отсутствия исходного кода приложения, что особенно часто возникает при попытке автоматизировать взаимодействие с legacy-системами.

  1. Скорость внедрения

Внедрение RPA зачастую значительно короче по срокам, нежели классическая автоматизация. Традиционная автоматизация может потребовать изменений и кастомизации существующей инфраструктуры, как следствие – время на разработку, внедрение, тестирование и технико-экономические обоснование.

  1. Масштабируемость

Решения RPA легко масштабируются – многие современные вендоры предлагают low-code и no-code продукты, облегчающие разработку новых процессов, а также гибкие формы лицензирования. Классическая автоматизация каждого нового процесса является, по сути, новым проектом.

Еще один плюс в том, что роботизация в части HR-процессов подходит абсолютно любому бизнесу. Сейчас на рынке есть решения, которые могут закрывать 1-2 процесса, например, поиск и отбор резюме или заведение данных сотрудников в систему. Так и полнофункционально решение, автоматизирующее все процессы от поиска новых сотрудников до кадровых вопросов штатного персонала.

При этом, абсолютно каждый проект – кастомизированное решение. Ровно так, как не бывает двух одинаковых бизнесов, не бывает двух одинаковых решений. Для каждого клиента важно настроить робота под процессы. Иначе проект не принесет ожидаемой выгоды. Компании давно говорят о том, что люди – самый ценный ресурс. Все, что связано с развитием, обучением, адаптацией сотрудников, должно своевременно отвечать требованиям рынка. Сильная команда – главное конкурентное преимущество любого бизнеса. Решения, помогающие быстро адаптировать новую команду, обучить/переквалифицировать сотрудников, оперативно найти новых людей, очень востребованы сейчас.