Как и зачем внедрять VR в образовательный процесс

0

Ни для кого не секрет, что пандемия коронавируса больно ударила по бизнесу, особенно по таким отраслям как общепит, а также сфере услуг и развлечений. Но вместе с этим, мы наблюдаем, как компании из этих отраслей быстро перестраиваются и адаптируются к новой реальности. Рестораны наладили доставку, услуги оказываются онлайн и даже концерты проводятся в удалённом формате. Например, недавний концерт Леди Гага в VR, который был организован совместно с одним известным вендором VR- технологий.

Популярность VR выросла из-за пандемии

Пандемия подхлестнула развитие IT в самых разных направлениях. В частности, технологий видео-конференц-связи и информационной безопасности. Не стали исключением и технологии дистанционного обучения. 

В нашем учебном центре до пандемии доля дистанционного обучения варьировалась до 40%, в апреле 2020 года взлетела до 100%. В считанные дни мы перевели все ресурсы в онлайн, организовать это оперативно нам помог многолетний опыт и имеющаяся инфраструктура. При этом, даже когда ограничения были сняты, многие заказчики не стали возвращаться в очный формат обучения, а по достоинству оценили все преимущества дистанта и встроили его в свои бизнес-процессы.

Однако переход обучения в удаленный формат обострил некоторые проблемы, которые лежат в трех плоскостях: технологической, мотивационной и внешней среды. 

В период пандемии не только сфера образования, но и весь бизнес в целом был вынужден сделать видео-конференц-связь неотъемлемой частью своей повседневной работы. При этом встал вопрос: есть ли у каждого сотрудника дома стабильный широкополосный интернет, ноутбук с микрофоном и вебкамерой и отдельная комната? А лучше два монитора, чтобы на одном вывести видеочат, а на другом открыть программу, в которой происходит работа или обучение. На эту тему в интернете есть смешной скетч, где изобразили, как выглядели бы проблемы ВКС-совещаний, если бы они происходили на совещаниях с живым присутствием. Участник внезапно оказывается в коридоре и смотрит в стену, или кто-то долго и сложно что-то говорит, а остальные видят только открывающийся рот, бурную жестикуляцию, но ничего не слышат.

Проблемы мотивации в дистанционном обучении на себе прочувствовал, наверное, каждый, кто пробовал пройти курс длиной больше одного месяца. На первых порах человек воодушевлен, смотрит каждую лекцию, выполняет все задания вовремя. Потом постепенно эта усидчивость проходит, слушатель начинает пропускать лекции, откладывать на потом практические задания. Когда уже накопилось большое количество не просмотренных лекций и не выполненных практических заданий, а новый материал всё дают и дают, человек не понимает, за что взяться. И в конце такого обучения, когда слушатель уже серьезно отстал от группы (основную работу и жизнь никто не отменял), появляется чувство фрустрации, стресс и ощущение безысходности. Приходится либо бросать обучение, либо подходить к нему формально – чтобы сдать итоговый тест и получить диплом. 

Большинство руководителей и лидеров рынка онлайн-образования рассматривают проблему мотивации к обучению как главный вызов сегодняшнего дня и прогнозируют масштабирование этой проблемы в будущем, которая будет становиться только актуальнее вместе с ростом рынка EdTech. 

Инструмент для дистанционного обучения

Что касается фактора внешней среды, то здесь очевидна необходимость создания обстановки, благоприятствующей получению новых знаний. В классическом обучении люди привыкли обучаться в образовательных учреждениях, в специальных оборудованных аудиториях, где их ничего не отвлекает и всё заточено под образовательный процесс. Для дистанционного обучения также требуется создание определённой среды, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы и обеспечить слушателю удобство и комфорт. Далеко не у всех дома есть такие возможности. А на рабочих местах постоянно беспокоят с различными задачами, происходят перемещения людей, телефонные звонки, интересные разговоры с коллегами и так далее. В связи с этим, все мы постепенно становимся гуру концентрации. Когда я общаюсь со своими заказчиками по организации дистанционного обучения сотрудников, я всегда обращаю их внимание на эти проблемы, точнее на способы их избежать. Ведь создать среду для дистанционного обучения не так сложно, как кажется на первый взгляд. 

Всплеск роста переживает еще один продукт человеческого научно-технического прогресса – виртуальная реальность. Интерес к VR наблюдается во многих сферах. Компьютерные игры, производство, индустрия развлечения, медицина и психотерапия. В авангарде применения этой технологии выступают американские компании. По данным исследования компании Grand New Research, американский рынок виртуальной реальности оценивается 15,81 млн долларов в 2020 году. Эксперты прогнозируют, что он будет расти на 18% ежегодно до 2028 года.

Virtual Reality Market Size, Share & Trends Analysis Report By Technology (Semi & Fully Immersive, Non-immersive), By Device (HMD, GTD), By Component (Hardware, Software), By Application, And Segment Forecasts, 2021 – 2028. Время публикации: март 2021.

Многие интересуются виртуальной реальностью просто как интересной технологией, которая, возможно, когда-то в будущем, изменит какие-то процессы и взаимодействия. Зачастую это удел техно-гиков. Но специалистов по обучению интересует не технология как вещь в себе, а то, как она может быть применена в образовательной деятельности, какие качественные и количественные изменения она вызовет в повседневной практике. Здесь мы видим много возможностей. Вместе с этим растущее количество реализованных проектов по всему миру, с одной стороны, показывает высокую эффективность обучения с использованием технологий виртуальной реальности, а с другой – очевидную экономическую отдачу. Какие преимущества дает бизнесу данный вид обучения:

  1. Сокращается ресурсоемкость обучения новых сотрудников. При определенной текучести кадров, это даёт существенный экономический эффект. Ведь теперь не нужно закреплять к каждому новому сотруднику отдельного наставника, который будет показывать технологии от А до Я. Новичок изучает все операции в рамках технологического процесса самостоятельно, в виртуальной реальности. При этом происходит практическая отработка и закрепление навыков. И только после этого работник проходит небольшую стажировку, после которой допускается к работе.
  2. Сокращается срок обучения новых сотрудников за счет более оптимальной организации процесса обучения. Надеть на обучающегося VR-шлем намного проще, чем согласовать длинный трек производственного обучения, при котором приходится отрывать от работы сотрудников.
  3. Растет эффективность обучения с точки зрения скорости выполнения производственных операций. Американская компания OSSO VR, занимающаяся разработкой контента для VR-тренинга в медицинской отрасли, проводила эксперимент. Предметом обучения было хирургическое вмешательство – операция на колене. Одного студента обучали стандартными методами: чтение литературы и просмотр видео. Второго с использованием VR-тренажера. И получили результат в 230% эффективности. Студент, проходивший обучение в VR, выполнил операцию на стенде за 6 минут полностью самостоятельно. Студент, обучающийся стандартными методами, разбирался с процессом более 11 минут, и ему потребовалось около пяти дополнительных консультаций от преподавателя. 

VR-тренинг: учимся действовать в чрезвычайных ситуациях

Еще одна область, где VR-тренинг показал свою эффективность – обучение действиям в чрезвычайных и аварийных ситуациях на производстве. На практике подобные происшествия происходят редко, но они, как правило, несут очень серьезные последствия. И в большинстве таких ситуаций от правильных действий персонала зависит сохранение человеческих жизней, здоровья и размер ущерба для предприятия. Один из наших заказчиков по VR-тренажерам рассказал нам о таком случае: на химическом производстве произошел разлив опасных реагентов. В этот момент там находились две бригады. Работники одной из них уже прошли тренинг на VR-тренажере, а работники второй еще не успели. В результате работники первой бригады четко выполнили все действия в соответствии с инструкцией, а вторая бригада просто разбежалась в разные стороны.

Мы видим, что концепция иммерсивного обучения однозначно работает и даёт ощутимые результаты. Однако пока не ощущается повсеместного внедрения этих технологий в промышленности. По данным Росстата, в России на 2018 год насчитывалось более 350 тысяч крупных промышленных предприятий. Кейсы внедрённого в промышленную эксплуатацию иммерсивного обучения исчисляются несколькими десятками. Но, по нашему мнению, это связано в первую очередь с технологическими ограничениями и сложностью внедрения такого вида обучения в устоявшиеся образовательные процессы в организациях. В то же время сегодня мы наблюдаем интенсивное развитие технологий. Они становятся более дружелюбными с точки зрения восприятия пользователя, комфортными и простыми в применении. А значит, это неизбежно приведёт к увеличению числа внедренных проектов и развитию этого рынка.

Сегодня тренд на общую глобальную цифровизацию только усиливается. Хотим мы этого или нет, но нам придется делать выбор – оказаться на гребне этой волны или быть ей накрытыми. И если не утонуть, то остаться за её пределами, наблюдая, как она уходит всё дальше вперёд, а мы бултыхаемся на месте.

Юрий Заряднов недавно публиковал (посмотреть все)
Share.

Comments are closed.

Exit mobile version
Перейти к верхней панели