Для e-commerce существует множество разных программных решений, которые помогают автоматизировать бизнес и сделать его более эффективным. Однако, не всегда решения из коробки помогают достичь поставленных целей. Торговые компании обращаются к разработчикам за различными кастомными решениями, которые впоследствии становятся конкурентным преимуществом. Мы решили разобраться, что происходит на рынке решения для e-commerce и обратились за комментариями к Екатерине Донцовой, операционному директору кэшбэк-сервиса Backit и партнерской сети ePN Affiliate.

Нужны ли e-commerce программные решения, кроме “коробочных” продуктов?

Екатерина Донцова, операционный директор кэшбэк-сервиса Backit и партнерской сети ePN Affiliate

Крупные игроки e-commerce – это IT компании. Специфика работы такова, что маркетплейсы не могут заменить инхаус-разработку сторонними решениями. Все решения принимаются на основе знаний собственной аудитории, поэтому важно быть погруженными в процесс. При таком подходе есть больше возможностей для контроля – понимаешь, что, как и почему происходит. Собственным специалистам больше доверия

– это вовлеченные владельцы продукта. Не все сторонние компании отличаются подобным отношением. Команда работает слаженно, а в это для подобных проектов жизненно необходимо. Все направления маркетплейса должны работать синхронно: склад, логистика, продавцы, пункты выдачи заказов. Сторонние решения тоже есть, и, предполагаю, ими пользуется большинство. Это инструменты аналитики рекламных кампаний – Яндекс.Метрика, Гугл Аналитика. Они позволяют проводить не только анализ своего сайта, но и интернета в целом, что важно для точной настройки рекламных кампаний.

Какая программная разработка актуальна сейчас, что выходит в тренды?

Тренды во многом определяет экономическая ситуация. При снижении доходов и росте расходов люди стремятся получить больше за меньшие деньги, а компаниям для сохранения и роста продаж необходимо выходить к потребителям с персонифицированными предложениями.

Все, что касается программ лояльности, будет актуально. Но системы с символическими сидками и призрачными подарками в отложенной перспективе уже не та актуальны. Мотивацией к покупке и увеличению среднего чека становится кэшбэк. Мы предлагаем компаниям использовать готовые решения (например, запустить собственный кэшбэк-сервис по концепции White label). Возрастает значимость аналитики. Поэтому второй тренд – внедрение Big Data. Чем больше у тебя данных – тем точнее твое решение. Цифровизация процесса планирования и продаж помогает не только сформировать наиболее интересное для потребителей предложение, но и оптимизировать расходы – например, за счет пересмотра ассортиментной матрицы. И конечно, один из наиболее актуальных трендов в мобильной разработке и использовании – мобильные приложение. Компании с их помощью могут предлагать актуальные наборы инструментов, а не только оформление заказов.

Какие технологические стеки наиболее востребованы в e-commerce сейчас?

Наибольшая востребованность стека с использованием языков Go, Flutter, Kotlin, т.к. использование ускоряет процесс разработки, и позволяет оперативно протестировать любые гипотезы. Например, популярный оффлайн-магазин с набором этих инструментов может довольно быстро запустить собственный полноценный интернет-магазин, причем с предварительным исследованием, нужно ли это предложение рынку.

Будет ли e-commerce постоянным клиентом ИТ-компаний, или насыщение готовыми технологиями в какой-то момент наступит?

Зависит от масштабов компании. Крупные игроки e-com – это уже, как правило, IT-компании, способные самостоятельно зарыть все потребности в разработке. Для малого бизнеса предложения будут неактуальны – услуги дороги, понимания процессов нет. Для них приоритетны готовые решения для интернет-магазинов на базе популярных конструкторов. 

Возможен ли приход в e-commerce новых игроков после пандемии. Потребуется ли кастомная ПО разработка для компаний, которые раньше не фокусировались на онлайне? Какая разработка может потребоваться?

Выход на рынок отрицать нельзя – все возможно. Однако сейчас тенденция иная – это переход бизнеса из офлайна в онлайн, о чем свидетельствует и статистика открытия интернет-магазинов. С началом самоизоляции в марте их количество выросло на 99.02%. Взрывной рост обеспечили те, у кого ранее не были запущены онлайн-сервисы. Что касается потребности разработки ПО, то ее обоснованность зависит от ниши. Малый бизнес может обойтись минимальными вложениями – выйти на маркетплейс или использовать готовый ресурс (конструкторы сайтов Tilda, Shopify и т.п.), и не тратить время и средства на разработку.