С точки зрения ИТ мы с вами живём в удивительное время. Вокруг нас старательно создают картину светлого будущего с новыми технологиями, искусственными интеллектами, внедряемыми там и тут. В этом круговороте очень сложно определить, что является реально работающими инструментами, а что – маркетинговая шелуха.

Современные технологии действительно могут дать прорывные преимущества бизнесу, могут усилить его. Но при этом за всеми технологиями и трендами сейчас уследить проблематично.

Мы провели ряд испытаний и готовы делиться опытом, какие технологии важны, какие они дают преимущества и при каких условиях. Опыт релевантен относительно существующих ERP-решений на платформе 1С с добавлением собственных наработок и opensource-решений.

Основные инструменты, которые позволяют усилить существующие технические решения предприятия:

  1. RPA – Robotics Process Automation. Полная замена людей программными роботами в рамках отдельных бизнес-кейсов.
  2. BPM+PM – Business Process Management в сочетании с Process Mining. BPM – Алгоритмизация отдельных операций и их последовательностей с передачей автомату ответственности за очередность их выполнения. Process mining дополняет выявлением каких-либо отклонений и бизнес-рисков для дальнейшей оптимизации процессов на основании правильных данных.
  3. Data Lake – это все те данные, которые необходимые вашей компании для принятия управленческих и операционных решений в менеджменте, основанном на данных (DDM). Особенно важно, что это не только данные вашей организации, но и данные вашего окружения (гос. инициативы, состояния фондовых рынков, действия конкурентов и партнёров). Порой, даже крайне неочевидные.
  4. Enterprise content management – единая система по управлению корпоративным контентом, который сопровождает все процессы предприятия.
  5. Agile и DevOps – набор инструментов и практик, позволяющих реализовать конвейер по разработке и внедрению программных улучшений и технологий в продуктивную среду в необходимые бизнесу сроки.

В каждом случае внедрение технологий – это решение определенных задач. Если раньше все эти задачи решались преимущественно организационными изменениями, то сейчас это делается через ИТ-инструменты. Т.е. через цифровую трансформацию.

Чтобы трансформация прошла успешно, нужен универсальный алгоритм. Несмотря на то, что выглядит он просто, о нём почему-то часто забывают. Напомню его:

Шаг 1. Чётко определите и сформулируйте, какую проблему бизнеса необходимо решить на самом деле.

Шаг 2. Подберите инструменты в области ИТ для устранения этой проблемы. Причём, делайте это исходя из уже имеющегося у вас ландшафта программных продуктов и средств.

Шаг 3. Перестройте взаимодействие людей и ИТ, характер работы сотрудников.

Шаг 4. Дополните подобранными инструментами свою технологическую платформу предприятия, которая объединяет все ИТ-инструменты компании.

Но и это ещё не всё.

Текущий 2020 год со всеми его вызовами и изменениями в жизни каждого человека на планете показал, что помимо указанных ранее  технологий, крайне важно развивать инструменты непрерывной работы бизнес-процессов, обеспечения выполнения всех производственных процессов даже в условиях вынужденной изоляции и «удалёнки». Поэтому крайне рекомендуем максимально оперативно организовать и нарастить мощности, в случае необходимости, следующих инструментов предприятия:

  1. Средства удалённой коммуникации (корпоративные мессенджеры, почтовая связь, средства для организации телефонных и видео конференций).
  2. Средства удалённого доступа к рабочим материалам и автоматизированным системам предприятия.
  3. Средства роботизации предприятия. Как программной, так и аппаратной.
  4. Средства ЭЦП (электронно-цифровой подписи) на личных устройствах для ответственных лиц компании.
  5. Средства обеспечения безопасности предприятия, как информационной, так и физической.

Разовью мысль чуть подробнее.

Ни для кого не секрет, что с переходом на «удалёнку», сотрудники стали гораздо больше времени проводить в мессенджерах, в переговорах с использованием телефонной и видео-связи, включая инструменты обеспечения конферец-связи, различные почтовые сервисы и средства обмена данными. Системным администраторам в срочном порядке пришлось организовывать удалённый доступ к автоматизированным системам и данным Компаний. Для этого в современном мире существует большое количество инструментов.

Важно, чтобы в компании максимальное количество бизнес-процессов было организовано таким образом, чтобы общая эффективности Бизнеса не зависела от режима работы людей. Многим сотрудникам тяжело перестроиться на удалённый режим работы. Поэтому следует решить вопрос с регламентами, инструментами и понятными инструкциями для специалистов, задействованных на «удалёнке». Вполне возможно, что после обкатки всех процессов в формате удалённой работы персонала, станет возможным часть штата на постоянной основе избавить от работы в офисе, что позволит заметно сократить издержки по содержанию рабочего места сотрудника. Правда, у такой работы есть и обратная сторона, т.к. не каждый сотрудник в полной мере обеспечен качественным интернет-доступом, ноутбуком или ПК, смартфоном и т.п. для возможности удалённой работы. Лиц с правом подписи документов необходимо снабдить персональной электронно-цифровой подписью. А документооборот с контрагентами необходимо максимально перевести в электронный вид.

При организации удалённой работы предприятия критически важно решить вопросы безопасности. Зачастую, сотрудники, используя общедоступные средства коммуникации, повышают риски утечки конфиденциальной информации, информации, составляющей коммерческую тайну или тайну личной переписки между сотрудниками. Универсального рецепта защиты в условиях удалённого взаимодействия не существует (что логично, т.к. «общеизвестное» автоматически становится менее защищённым). Каждая компания выстраивает свою экосистему информационной безопасности и корпоративных сервисов, исходя из бюджетов, навыков и оценки рисков. И, как правило, «узким местом» в таких инструментах оказывается сам человек – сотрудник предприятия. Вместо использования корпоративных сервисов люди пересылают важную информацию по незащищенным каналам связи, использует общедоступные сервисы обмена данными, бывает даже, что хранят пароли от корпоративных ресурсах в «облаках» или общедоступных почтовых сервисах. Каждому предприятию необходимо заботиться о собственной информационной безопасности, необходимо проводить работу по повышению образованности своего штата и мероприятия по снижению риска утечки  информации. Но всё же существуют определённый общепринятый минимальный набор инструментов и рекомендаций, обеспечивающих базовую защиту данных:

  • Использование собственных центров сертификации и сертификатов безопасности для организации соединений с корпоративными сервисами;
  • Использование двухфакторной авторизации при авторизации в корпоративных сервисах не из КСПД или для авторизации на терминальных серверах (и их альтернатив) для доступа в КСПД;
  • Использование доменных авторизаций внутри КСПД и/или сложных паролей авторизации, авторизация по биометрическим данным (в подходящих ситуациях);
  • Использование корпоративных мессенджеров, почтовых сервисов и файлообменников, расположенных на серверах самого предприятия;
  • Доступ к критичным корпоративным системам и средствам управления только из КСПД предприятия;
  • Доступ к критически важной информации только физический.

Режим самоизоляции заставил многие компании по-другому взглянуть на роботизацию. Ранее многие экономили на создании программных или закупке аппаратных роботов, откладывая рассмотрение вопроса роботизации. Теперь же вынужденная остановка ряда процессов компании и обязательства по выплате заработных плат в условиях простоев, многих заставила  всерьёз задуматься о повышении автоматизации своих компаний. Робот способен работать круглые сутки, не требует оклада (но требует обслуживания и поддержки, которые зачастую дешевле содержания штата исполнителей), качество и эффективность его работы зависит от разработчика и настройщика, но не зависит от настроения и самочувствия. Поэтому стоит взвесить все текущие риски остановки предприятия, текущие затраты по обязательствам и стоимость внедрения роботов. В перспективе нескольких лет стратегия автоматизации и роботизации оказывается более выгодной. При этом высвободившихся людей необходимо переключить и переквалифицировать на более высокоинтеллектуальные и «креативные» задачи.

Надеюсь, данная заметка позволит задуматься о средствах повышения эффективности и снижения рисков простоев ваших предприятий в наших текущих окружающих условиях.

Александр Казённов, руководитель корпоративной практики ДКИС ALP Group