Наверное уже мало кто вспомнит несколько многообещающих попыток России, да и других стран, изобрести свой собственный национальный смартфон. Самые громкие проекты – первый армянский смартфон ArmPhone и русский ЙотаФон (YotaPhone) канули в Лету. Впрочем, по мнению экспертов, по крайней мере, российский ЙотаФон не стал провалом. 

Такое мнение Digital Report высказал Дмитрий Просяник, it-специалист, архитектор ПО.

По его словам, серия смартфонов Йотафон для того времени была прорывной – два экрана, один из которых был читалкой весьма удивляли потребителей, а пиар со стороны руководства страны гарантировал широкий интерес. 

“Однако ошибки в позиционировании и ценообразовании сгубили перспективную серию. Первый йотафон был сырым, выглядел грубовато и по сути являлся пробой пера. А его стоимость как флагмана, около 30к оттолкнула большинство покупателей. Тогда выходившие на рынок телефоны от непроверенных производителей часто лагали и покупатели относились к ним с опаской. Хотя часть тиражей традиционно покупали чиновники”, — отметил он.

Эксперт считает, что второй йотафон был уже по-настоящему крутым и необычным телефоном. 

“Производители сделали работу над ошибками, телефон был красив и стильно упакован. Но его стоимость отпугивала население по-прежнему, ибо дружный хейт СМИ, обзорщиков и простого населения создали ему плохую репутацию. Но, в начале 2017 года телефон появился на али экспресс, по 100 долларов за единицу в гонконгском исполнении и тогда люди его распробовали.

Третий йотафон выпускала уже китайская фирма в шикарной упаковке напоминающей целую книгу, но это уже была совсем не отечественная история”, — говорит Дмитрий Просяник.

Подобные проекты, считает эксперт, требуют более долгого горизонта планирования, ибо войти на насыщенный рынок пусть и с хорошим предложением, но с не до конца продуманным ценообразованием было идеей слишком нахрапистой. А уйти из проекта, когда у продукта уже появилась своя аудитория было слишком ранним решением. Ведь грамотная политика должна быть такой – сперва зайти на рынок, показать товар в соотношении цена/качество, а потом постепенно поднимать цены. Технически же, начиная со второго поколения телефон был очень грамотным и с небольшим количеством недоработок, чем в принципе грешили многие производители. 

“Поэтому говорить что попытки создать что-то национальное заведомо обречены на провал, говорить никак нельзя. В данном случае особенно”, — резюмирует специалист.

Отметим, что армянский ArmPhone постигла аналогичная участь. У этого проекта было много внимания со стороны потребителей и государственных органов. Однако проект быстро растерял инвестиционную привлекательность и не смог завоевать рынок.