О том, как изменился бизнес за время пандемии Digital Report рассказал эксперт по развитию бизнеса Владимир Лузянин.

Эксперт по развитию бизнеса Владимир Лузянин

Расскажу о том, какие инсайты пришли к нам во время пандемии. Пожалуй, главный из них – мы полностью зависим от интернета. Развлечения, покупки, государственные услуги, работа – все переместилось в онлайн и не спешит возвращаться к реальности с момента ослабления карантинных мер.

Оперативный перевод всех сфер в жизни в интернет показал, что всемирная паутина доступна многим. Поэтому на повестку дня вышли другие критерии – качество и безопасность работы в сети.

Интернет развивается стремительно. На сегодняшний день в сеть регулярно выходит 4,8 млрд пользователей. Почти половина из них проживает в Азии – Китае, Индии. Третье место по количеству пользователей занимает США – 284 млн. Россия занимает седьмое место – со 111 млн.

Скорость интернет-трафика у нас в стране существенно отстает от лидеров. По данным Speedtest.net лучшие показатели фиксируются в Сингапуре -247,54 Мбит/с, Гонконге – 229,45 Мбит/с, Таиланде – 220,59 Мбит/с. Россия занимает 48-ю строчку рейтинга – 81,16 Мбит/с.

Данные отчета «Интернет-тренды в США и мире 2021» немного отличаются. Согласно ему, в первую тройку по скорости входят Таиланд – 308,35-247,54 Мбит/с, Сингапур – 245,31-247,54 Мбит/с, Гонконг – 226,80-247,54 Мбит/с. Россия в первую десятку не входит.

При учете относительно невысоких скоростей широкополосного интернета бурная реакция пользователей на любые сбои и замедление работы предсказуема. Однако далеко не все верно оценивают причины происходящего, причем не только среди обыкновенных пользователей, но и в среде специалистов. Это наглядно продемонстрировала ситуация с неполадками у провайдеров. Многие эксперты назвали причину происходящего – установленное ТСПУ Роскомнадзора – и выражали обеспокоенность, что проблема может начать носить систематический характер. Ведь специалисты компаний не имеют права вмешиваться в работу оборудования регулятора, установленного в рамках так называемого закона о суверенном Рунете. За нарушение грозит штраф – до 1 млн рублей.

Чтобы понять, насколько это вероятно, важно разобраться, о каком оборудовании идет речь и как осуществляется его эксплуатация, на примере оборудования ТСПУ от Роскомнадзора, которое было установлено у одного из моих подопечных.

1 ноября 2019 вступил в силу закон, обязывающий сети установить дополнительное ТСПУ-оборудование. На конечных потребителей эта мера никак не повлияла.  ТСПУ – технические средства противодействия угрозам – предоставляются Роскомнадзором бесплатно, специалисты компаний проходят обучение по работе с ним, проводятся ежегодные учения.

Основных задач ТСПУ три: мониторинг неполадок, управление маршрутизацией трафика и модерирование контента. Последняя функция вызывает наибольшие опасения – многие помнят о сбоях, которые происходили в период блокировки Telegram, затронувшей многие сайты и приложения.

Сейчас это происходит иначе – используется система DPI (Deep Packet Inspeтction). О том, что она уже применяется, многие даже и не знали. Ее воздействие ощутили только пользователи Twitter – работу соцсети начали замедлять 10 марта именно с помощью DPI. На деятельности других сервисов мера не отразилась – временно нарушилась работа только у сайтов, чье название созвучно с t.co (сокращенным наименованием Twitter), но и эта неполадка была устранена в течение суток.

Чтобы оперативно устранять неполадки, при внедрении ТСПУ была организована работа Центра мониторинга и управления сетями связи общего пользования (ЦМУ ССОП). У нее есть круглосуточная дежурная служба, которая связывается с операторами при обнаружении сбоев, получает подтверждение об аварии на узле связи, запрашивает лог-файлы, необходимые для выявления причин аварии. У ЦМУ ССОП есть дежурные службы, которые следят за состоянием сетей в режиме 24/7, и они первыми бы зафиксировали возможные неполадки инфраструктуры.

Конечно, в ситуации увеличения нагрузки на сети провайдеров операторы вынуждены более тщательно подходить к вопросу технического обеспечения: планированию нагрузки, техническому обслуживанию и модернизации оборудования, повышению квалификации персонала.

Поведение российских потребителей отражает мировой тренд – спрос на интернет-сервисы будет только расти, а это значит, что увеличатся и запросы пользователей в отношении качества – бесперебойности, скорости, безопасности.  И им придется соответствовать независимо от любых факторов.

Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы несколько факторов совпадали: взаимодействие с клиентами, взаимодействие с органами власти и оцифровка бизнес-процессов. Если один из пазлов не сходится, может рухнуть вся конструкция.