Мы начинаем цикл публикаций экспертных мнений о ситуации на рынке ИТ во время пандемии. Эксперты рассказали, какие последствия ожидают ИТ компании из-за кризиса и кто из разработчиков может лишиться работы. Своим мнением с журналистами Digital Report Russia поделился Игорь Баско, со-основатель и исполнительный директор компании Fonemica.

Ожидать ли IT-индустрии массовых увольнений в кризис? Кого уволят в первую очередь, кого увольнять нельзя до последнего?

IТ-индустрия переживает текущий кризиснемного лучше других cфер. Конечно, в интернет-технологиях есть отдельные отрасли, где имеют место замедление динамики и перенос проектов. Как правило, это касается длинных системных разработок, интеграций и другого тяжелого софта.

При этом точечные проекты набрали ускорение, например, оптимизация сайтов, внедрение чат-систем и чат-ботов для балансировки нагрузки операторов.

Также наблюдается активность в IT-компаниях, связанных с искусственным интеллектом: всё больше предпринимателей и муниципальных органов отмечают пользу подобного рода сервисов для решения возникших острых вопросов. Так, например, большинство колл-центров разного формата и уровня испытали сумасшедшую нагрузку — наблюдается регулярное «падение» систем.  

Чем это вызвано: большим потоком заказов в онлайн-магазинах, оформлением пропусков, медицинскими консультациями и иными запросами. Очевидно, что операторов не хватает, и системы оказались неготовыми к взрывному росту, пропускной способности не достаточно. 

На помощь пришли голосовые сервисы: IVR, голосовые боты, которые помогают делать маршрутизацию звонков на входящей линии, консультировать, а также осуществлять исходящие звонки. Например, бот может свободно общаться с клиентом при подтверждении заказа, статуса и адреса доставки и по многим другим вопросам.

Время ожидания в аптеках, онлайн-магазинах продуктов питания, госслужбах достигает от 10 до 40 минут. Виртуальный голосовой оператор может одновременно обслуживать миллионы звонков. При этом он не устает, не ходит домой, на него не распространяется карантин. Это реальная помощь бизнесу и государству.

Крупные центры обработки данных (ЦОДы) начали борьбу за клиентов в облаке, стали предоставлять гранты, как например, Яндекс.

Стоит отметить, что конечные заказчики просят отсрочку платежей, так как у них не хватает оборотных средств, но при этом они не могут отказаться от сервисов хостинга, мобильного приложения и т.п. Выигрывает сейчас тот, кто смог предоставить качественный сервис по аренде виртуальных мощностей с широким функционалом и отказоустойчивостью: виртуализация, Kubernetes, VmWare и др. 

Некоторые компании выходят на рынок долгового капитала. Так компания «Софтлайн» объявила о начале приема заявок на выпуск облигаций объемом в 1–2 млрд рублей.

Увольнять могут сотрудников подразделений, когда в одном департаменте есть дублирующие функции. Например, отдел разработки или тестирования, если команда состоит, например, из 10 человек. При этом в отделе из 2–3 сотрудников некого уволить — иначе станут все процессы. 

Devops-специалисты и разного уровня поддержка сейчас наиболее востребована, ведь основная задача — не дать сервисам и системам «упасть».

Я думаю, что массово будут применены другие формы: перевод сотрудников на неполный рабочий день, сокращение зарплат и бонусов. 

При этом в Европе, например, Прибалтике, наблюдается массовое сокращение вплоть до 50 процентов персонала, преимущественно в стартапах, которые не смогли привлечь инвесторов или в длинных проектах, которые пока не имеют выручки для поддержания развития.

Комфортнее всего в Европе себя чувствуют команды и сервисы в области финтеха, который оказался в нужное время в нужном месте, так как все оплаты сейчас ушли в интернет.

Большое внимание сейчас стоит уделить сервисам безопасности в сети, так как будет много желающих воспользоваться слабостью защиты ряда сервисов. 

Будет ли государство помогать IТ и стоит ли это делать сейчас?

IТ-сфера пока остается без помощи со стороны государства. Будем надеяться, что крупные компании смогут донести до руководства страны пользу мер поддержки, как минимум косвенных, так как IТ-компании стали инфраструктурой страны и в связи с отсрочкой платежей со стороны бизнеса также будут нуждаться в содействии.

Например, можно предложить льготное ценообразование на электроэнергию для ЦОДов, субсидировать предоставление услуг гос- и медучреждениям и сервисам, в том числе «112». Льготное финансирование пока не доступно, но я уверен, что многие IТ-компании сейчас нуждаются в такой возможности, чтобы финансировать проекты. 

Государству стоит поддерживать средний и малый бизнес в IT — это, как известно, дает фундамент для предоставления конкурентных сервисов.

Ваш прогноз развития кризиса в IТ?

При правильном управлении IT сможет пройти этот кризис лучше многих отраслей, так как то цифровая индустрия, которая очень хорошо умеет считать прибыль и издержки. 

Безусловно, мы увидим схлопывание и в этой сфере: слабые уйдут с рынка, продукты и услуги переформатируются под запросы клиентов. При этом появятся новые лидеры, например видеосервисы для конференций, электронные образовательные платформы, голосовые боты и речевая аналитика, средства по дистанционному выявлению нарушителей и мониторингу заболеваемости, а также телемедицина.