Экономический кризис, который усиливается из-за пандемии может негативно сказаться на рынке труда в Беларуси и России. Пострадают не только компании, которые не смогли перейти на «дистанционку» но и благополучные ИТ-компании. В кризис технологические корпорации готовы распрощаться со своими работниками, если у ресторанов, банков и других организаций начнут заканчиваться деньги на высокотехнологичную разработку. О том, кому боятся в ИТ сокращений рассказывает исполнительный директор Flexbby Роман Чёсов.

Ожидать ли ИТ индустрии массовых увольнений в кризис?

ИТ бизнес достаточно многогранен и компании сильно отличаются как бизнес моделью, так и технологическим продуктом, который они предоставляют рынку. Так как я отвечаю за развитие продуктовой компании, разрабатывающей программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, то я могу точно сказать, какие шаги предпримут компании из нашего сегмента. Бизнес-процессы компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения (продукта SaaS или On-prem) включают в себя слеюущие основные блоки:

  1. Development. Технологическое ядро разработчиков, которые создают продукт и новые технологии. Обычно бюджет технологического ядра сильно связан с дорожной картой продукта и закладывается на период до 24 месяцев. Так как “гуру-разработчики”, способные создавать новые продукты и технологии “штучный товар” на рынке, то их будут сокращать в последнюю очередь. Единственным случаем, когда будут сокращать разработчиков, является полная зависимость компании от отраслей, которые пострадали в кризис. Если у компании будет серьезный кассовый разрыв, то вполне возможно прийдется сокращать разработчиков, но это равносильно смерти технологической компании.
  2. Support. Поддержка клиентов. Сокращение в этом подразделение возможно, если компания закладывала ресурс поддержки с учетом роста, в ближайшее время роста не предвидится, а текущие клиенты платят за поддержку, то сокращения в этом подразделение будут незначительны.
  3. Marketing. Здесь есть два больших подразделения. Это digital и offline (организация мероприятий, участие в выставках и т.п.). Сокращение в digital будут происходить с учетом корректировки планов продаж и инвестиционных затрат в маркетинг. Они могут быть незначительными, если компания работает в сегментах, где наблюдается спрос, то будет бюджет просто скорректирован, если же компания не будет видеть восстановление спроса в ближайшие 2-3 квартала, то сотрудники digital подразделения могут быть сокращены практически до 0.

Offline я думаю будет сокращен полностью, если у компании нет большой финансовой подушки безопасности.

  1. Sales. Здесь сценарий примерно такой же, как и в маркетинге, если будут пересматриваться планы продаж и производиться переоценка спроса в сторону уменьшения, то возможны серьезные сокращения. Так же могут быть полностью сокращены подразделения, которые работали с пострадавшими отраслями (транспорт, туризм, досуг, рестораны и т.п.) Сейчас никто не может сделать прогноз, как быстро будут восстанавливаться эти сегменты, поэтому вполне возможно продавцы, которые, например, продают в сегмент авиакомпаний будут не востребованы долгое время.
  2. Operations. Судьба поддерживающих подразделений зависит от общего состояния компании. Основной сценарий, если не предвидится роста, то будут сокращены полностью все функции до уровня необходимого для поддержки оставшегося размера бизнеса. Сильно пострадают подразделения, которые отвечали за офис, так как сейчас офисом пользоваться нельзя и после пандемии, компании пересмотрят свой взгляд на работу в офисе и будут переводить большее количество сотрудников на удаленку.

Ваш прогноз развития кризиса в ИТ?

Для ИТ компаний – норма отсутствие закрепленных рабочих мест и сотрудников в офисе. Здесь ИТ компании быстрее всех подстроились под новую реальность. Это что касается приоритетов сокращения по подразделениям. Другим не мало важным фактором, который будет влиять на сокращение в компании – это бизнес модель и прогнозы роста и выручки на 2020-2021 годы.

Если в компании закладывали в свою финансовую модель рост на определенном уровне и готовили подразделения к этому росту, инвестировали в маркетинг, продажи, поддержку, а рост не случиться, то финансовая модель может не сойтись, и компания начнет терпеть убытки и серьёзные кассовые разрывы, что в итоге может привести к банкротству. Но на этот фактор сильно влияет какой продукт или сервис продает компания, цикл сделки (время от первого обращения клиента, то продажи), в каких отраслях работает компания, насколько их продукт критически важен для бизнеса их клиентов. И нужно рассматривать каждую компанию отдельно.

Например, наша компания работает в нескольких рыночных сегментах,

  1. Непродуктовый ритейл – здесь у нас самая большая проблема, так как магазины полностью закрыты и говорить об инвестициях с данным типом клиентов в новые технологии бессмысленно. Существующие клиенты пока не отказываются от наших продуктов.
  2. Фарма – одна из немногих отраслей, которая обладает серьезной устойчивостью к любым кризисам. Здесь мы прогнозируем незначительные корректировки бюджетов на ИТ.
  3. Финансы – этот сектор зависит в общем от экономики и если он не пострадает от дефолтов крупных игроков, то уменьшение спроса возможно, но не значительно, так как ИТ для финансового сектора является ключевым.
  4. Транспорт – здесь все также плохо, как и в непродуктовом ритейле.
  5. ИТ, сервисные компании – в данном сегменте какой-то выделить тренд очень сложно, так как многие компании стремятся перестроиться и наблюдается спрос на системы автоматизации с их стороны, а некоторые компании сильно пострадали и находятся в предбанкротном состоянии. Но в целом спрос из данного сегмента упадет. Из нашей стратегии переживания кризиса мы полностью сократили расходы на offline и офис. После начала пандемии мы существенно сократили (90%) расходы на digital каналы и коммуникацию. Это связано с тем, что для наших продуктов слишком длинный цикл продаж и большинство новых клиентов просто заморозили решения и проведение тендеров.

Мы это начали наблюдать еще в конце февраля. Но с середины апреля, часть потенциальных заказчиков особенно из финансового сектора и ИТ постепенно начали приходить в себя, видно произошла оценка кризисной ситуации, изменение инвестиционных планов и часть бизнесов начала осознавать текущую реальность и понимать, что изоляция это надолго и нужно приспосабливаться к текущей действительности.

Если даже эпидемия закончиться через некоторое время, то в любом случае мир уже будет другим и способы производства и потребления товаров, услуг будет другим. Часть товаров и услуг станут полностью невостребованными, часть из них сократиться. Не ИТ компании поймут, что они могут работать удаленно и иметь распределенные команды, что будет позволять существенно снижать стоимость персонала, что компании уже не нужен огромны офис, что компании не надо тратить деньги на event маркетинг, так как клиентов можно привлекать по другому, что компании не требуется столько командировочных расходов.