Создание игр – особое направление IT, конкуренция за кадры в котором растет не только вместе с рынком в целом, но и из-за специфики отрасли. Вместе с Еленой Иванчихиной, руководителем практики «Высокие технологии» в ANCOR FinTech, разбираемся в причинах кадрового голода и путях его удовлетворения.  

На всех не хватит 

Рост спроса на специалистов GameDev увеличился по трем причинам. Первая – вполне закономерная и предсказуемая: в России нет полноценного образования для этой отрасли разработки игр, поэтому нет и потока выпускников, которые могли бы регулярно пополнять рынок. Вторая причина – рост спроса на IT-специалистов в целом: пандемия ускорила развитие цифровизации во всех сферах, а вынужденная популярность домашнего времяпрепровождения повысила интерес к компьютерным играм. Третья причина – глобальное развитие игровой индустрии и расширение целевой аудитории: если раньше играли дети и подростки, то теперь возраст геймера может колебаться от 7 до 90. 

Потребность в специалистах по GameDev растет быстрее, чем их количество на рынке. Попытки перекупить сотрудников у конкурентов, даже имея хороший бюджет, малоэффективны: слишком узкий рынок, все друг друга знают. Многие компании уже переориентировались и ищут специалистов в смежных отраслях, чтобы доучивать их необходимым скиллам уже в процессе работы. Но это не единственный путь. 

Найди меня, если сможешь 

Специфика отрасли заключается в том, что работать в нее приходят изначально очень увлеченные люди. Как правило, все начинается с геймерского опыта, затем хочется не только играть, но и самому создавать игровые миры. GameDev, пожалуй, одна из немногих отраслей, где быть самоучкой нормально, а иметь отрицательный опыт запуска игр отлично. Отчасти это объясняет то, что искать сотрудников по привычным каналам, вроде работных сайтов, бесперспективно.  

Для того чтобы найти кандидата с той или иной специализацией на GameDev рынке, необходимо погрузиться в профессиональные сообщества. Именно там можно найти кандидата с профильным опытом. 

На узком рынке хорошо работают рекомендации. Поскольку GameDev – это определенное, уже сформированное комьюнити, участники которого хорошо друг друга знают и постоянно взаимодействуют между собой, то эти люди могут быть источником информации. Если ты вошел в индустрию и тебя признают за своего, то кандидаты охотно делятся источниками поиска и рекомендуют своих коллег. 

Помимо профессиональных сообществ, искать кандидатов можно в группах социальных сетей, телеграм-каналах, статьях на профильных ресурсах, на порталах, где участники игрового комьюнити выкладывают портфолио, и на отраслевых мероприятиях. 

Стоит отметить, что, например,  сеть LinkedIn, рассчитанная на профессиональные сообщества, предпочтительней, чем Facebook, которая к тому же постепенно «выходит из моды» у более молодого поколения. Да и в целом есть смысл искать кандидатов, особенно Junior, в набирающих популярность социальных сетях – в местах их естественного обитания. 

Деньги есть, но вы держитесь 

GameDev – индустрия парадоксов. С одной стороны, в ней работают очень увлеченные люди с высокой лояльностью к компании-работодателю. С другой стороны, можно экспертно предположить, что среди джуниор- и мидл-специалистов текучка все-таки довольно высока.    

При попадании в эту отрасль новички ориентируются на получение опыта и только потом на все остальные факторы, включая заработную плату. Но набравшись опыта, они готовы двигаться дальше: искать лучше оплачиваемую работу или более интересный продукт и задачи. 

Мидл-специалисты также готовы к вызовам и могут смотреть на компании с более развитым брендом и интересными продуктами. Поэтому прилагать усилия к тому, чтобы удержать профессионалов, все же необходимо. Не стоит тешить себя надеждой, что фанаты компьютерных игр будут работать «за идею». 

Для удержания сотрудников необходимо соответствовать их ценностям: 

  • создавать условия для саморазвития сотрудников, их автономности;  
  • давать возможность работать с современным стеком; 
  • отлаживать бизнес-процессы так, чтобы каждый сотрудник четко понимал все роли в команде, знал, к кому может обратиться для решения того или иного вопроса: порядок – основа для творчества. 

Кроме того, работа в компании должна быть прозрачна, так же как и возможность роста и продвижения. Оптимально, если баланс работы и личной жизни будет сохраняться, несмотря на динамичность отрасли и  скорость выхода новых релизов продуктов. 

В команде очень важны климат и совместимость всех участников: разработчиков, геймдизайнеров, одинаковые подходы и единое видение конечного продукта. Позаботиться придется и об отсутствие токсичности и позитивном настрое, вера в конечный продукт – неотъемлемая часть командной работы. 

Оставьте себе ваши печеньки 

Одна из проблем, с которой сейчас сталкиваются компании, заключается в том, что не все работодатели успевают за изменяющимися потребностями своих сотрудников. Повзрослевших специалистов, которые стояли у истоков индустрии, уже не соблазняют пресловутые кофе с печеньками, они хотят ДМС для детей или возможность получать опционы. 

И молодым компаниям, и топовым игрокам рынка уже сейчас стоит пересматривать условия работы и системы мотивации сотрудников. Стратегия удержания кадров еще долго будет выгоднее, чем поиск новых.