Перспективы появления в России цифровых документов (Digital Passport) остаются очень туманными. В Европе уже присматриваются к тому, как перенести паспорта, права и другие документы в память мобильных устройств и чипы. Но в России о Digital Passport пока только говорят, а практические проекты и разработки ведутся с прицелом на европейские заказы. Мы спросили у экспертов, что тормозит внедрение цифровых паспортов и действительно ли они необходимы. 

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega.

Чтобы ответить на этот вопрос, я бы хотел провести аналогию с процессом разработки мобильных приложений в нашей компании. Перед разработкой мобильного приложения крайне важно провести исследование потребностей пользователей. Во время анализа может выясниться, что приложение в своей первоначальной концепции, в целом, не имеет ценности для пользователей. Это означает, что его не будут скачивать, а те, кто будут скачивать из интереса, быстро удалят его. В таком случае создается новая концепция приложения, которая отвечает потребностям, после чего продумываются детали приложения.

В истории с паспортами также есть составляющая потребностей граждан. Отношение к электронным паспортам периодически изучает ВЦИОМ. Согласно его данным, если в 2019 году об отказе от оформления электронного паспорта заявили 59 процентов респондентов, то в 2020 году эта цифра существенно выросла до 73 процентов. При этом число тех, кто хотел бы оформить электронный паспорт, сократилось вполовину.

Digital Passport никому не нужен?

Это “предпроектное” исследование показало, по сути, что продукт – электронный паспорт (Digital Passport) – никому не нужен. Можно по-разному судить о причинах сильного роста (запуск государственных приложений с трекингом граждан, запуск системы камер идентификации личности граждан, страх чипизации, страх потери персональных данных и мошенничества с использованием персональных данных), но, на мой взгляд, корень отсутствия интереса к электронным паспортам заключается в том, что гражданин может взаимодействовать с государством через Госуслуги и другие подобные государственные сервисы.

Как результат, сама идея пластиковой карты с чипом вместо бумажного паспорта устарела. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос о приложении, которое агрегирует данные о документах гражданина. С учетом того, что у каждого в кармане лежит смартфон, подобное приложение будет намного удобнее, чем какой-то отдельный носитель.

За счет этого пользователи будут реже носить с собой бумажные паспорта, но и обменивать их на пластиковые “заменители” едва ли будут. Поговорка “без бумажки ты…” – это действительно сильный аргумент с учетом волны кибермошенничества. Даже если вселить в граждан веру в абсолютную безопасность, с практической точки зрения граждане уже сейчас достигают цель дистанционного получения госуслуг. Именно в этом направлении государству стоит продолжать активно работать, поскольку это действительно удобнее пользователям. Идея электронного паспорта вполне ожидаемо встречает отторжение на фоне вопросов кибербезопасности.

Юрий Миронов, заместитель технического директора по информационной безопасности САТЕЛ.

Электронный (или цифровой) паспорт каждого гражданина станет частью цифрового профиля, который будет содержать все необходимые сведения о нем и базовые документы: паспорт, водительское удостоверение, ИНН, СНИЛС, справка о регистрации по месту проживания, биометрические данные.

Создание единой платформы хранения цифровых персональных данных россиян планируется завершить к 2023 году. Это позволит упростить документооборот, в том числе, получение государственных и финансовых услуг, за счет автоматического заполнения данных из системы, а также защитит документ от кражи, порчи и фальсификации. Несмотря на все преимущества, только 16% россиян (согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2020 году) хотели бы получить цифровой паспорт, так как большинство не доверяет устойчивости цифровой безопасности к хакерским атакам.

Уже в этом году москвичи и жители других крупных городов РФ смогут получить электронную версию паспорта. Изначально планировалось приостановить выдачу бумажных носителей в 2022 году, однако, в ближайшие 5-7 лет после внедрения цифровой идентификации, привычный вариант паспорта продолжит действовать, но пользоваться ими одновременно будет запрещено. Примеры использования цифровых паспортов известны в Германии, Китае, США. В Эстонии с 2002 года действует практически идентичная система – в 15 лет каждый эстонец получает ID-карту (пластиковую карту с чипом), на которой хранятся все данные гражданина.

В России до недавнего времени не спешили переходить на цифровые паспорта, так как цифровые данные все чаще подвергаются кибератакам. Кроме этого, по опыту других стран мира известно, что процесс считывания чипов часто дает сбои, а пластиковую карту легче забыть или потерять, чем бумажную версию документа.

Цифровые водительские права фактически уже публично заявлены…

Константин Пылин, коммерческий директор компании IT_One.

Думаю, это вопрос двух-трех лет. Цифровые водительские права фактически уже публично заявлены как новый стандарт, люди ментально готовы и к вводу цифрового паспорта. Основная сложность – подготовить все ведомства к работе с цифровым паспортом, поскольку это требует больших изменений в регламентах и специальной технической поддержки.

Бумажные паспорта проживут еще много лет и этому есть ряд причин, таких как неготовность части населения к переходу в цифру. Некоторые страны в отличие от России еще технологически недостаточно развиты для внедрения цифровых паспортов. Это очень масштабный объем работы и инвестиций, который требует времени. Процесс идет. Многие люди до сих пор считают наличие бумажного паспорта более надёжным, чем запись в супер защищённой базе данных, хотя потерять бумажный документ гораздо вероятнее.

Тормозит цифровизацию документов в России в первую очередь регуляторные вопросы. Цифровые документы должны быть установлены на уровне законодательства. Во вторую очередь, это вопросы связанные с цифровой подписью – она должна стать массовой.

Сергей Сергиенко, криптобиржа TimeX

Перспективы довольно хорошие, потому что это удобно с точки зрения контроля населения и граждан.

Скажем так, если у пенсионерки, которой 70 лет, есть бумажный паспорт, ей будет очень и очень сложно объяснить, зачем цифровой — она достаточно инертна. И когда начнут выдавать цифровой паспорт, бумажные будут ещё минимум лет десять, а скорее всего и двадцать у людей, которые постарше, у которых нет срочной надобности его менять.

Переход до сих пор не состоялся, потому что есть дела поважнее: например, Госуслуги только что, условно, закончили и привели в действие. Более того, для того, чтобы сделать паспорта, необходимо сделать так, чтобы все государственные институты принимали это дело, а это очень и очень большая работа, включая цифрование всех архивов и так далее.

Именно это и тормозит, потому что попробуйте объяснить в каком-нибудь паспортном столе, что надо все оцифровывать, и это, мне кажется, займёт очень и очень долгое время.